Больше всего у Толстого меня раздражет сам Толстой. Юная Наташа, князь Андрей, маленькая княгиня - только увлечешься - раз! вылезает Толстой, борода веником, отодвигает всяких наташ, и давай поучать, и занудствовать, и талдычить. Hаташи и пьеры исчезают, как дым. В детстве нас водили в музей Толстого, там была старая грамофонная запись его голоса, очень окающего: "Старик гОвОрил вам дОбрО". Вот он и долдонит поверх своих героев скрипящим голосом с пластинки. Книжка отброшена навсегда.
Как-то не дошло до меня в восьмом классе по школьной программе, что Наташа - наша ровесница, да и все герои романа - люди очень молодые, практически подростки. Им бы и пиво не продали по нынешним законам. Завихрения сюжета, какая в романе любовь, смерть, страсть, война, измены, чувства, интриги, боже мой. В голову и прийти не могло, что это про наших ровесников, про нас, учебник взрослой жизни. Нет. Было занудно, неподьемно, кисло-обязательно. Ничего не усвоили, уроков не извлекли.
А к старости понимаешь, что вся мировая литература написана про очень юных людей, практически детей и подростков . Все самое важное в жизни человека происходит между восемнадцатью и тридцатью годами. Любовь, страсть, образование, профессия, война, женитьба, рождение детей, дружба - все. Великая литература - о молодых. К нам это никакого отношения увы, уже не имеет. Наше время прошло, и мы на вспомогательных ролях - престарелый папа, хлопотунья-мама, лакей в седом парике. А если молодость прошла не в тех декорациях? А если мы свою молодость вообще не заметили? Да и черт с нами. Подвиньтесь, на сцене идет пьеса с другими персонажами. У нас был свой шанс, мы его уже отыграли. Великая литература уже не про нас, и сказки не про нас, и народные песни уже не про нас, нам только роль "бабка за дедку, дедка за репку".
Кстати, о декорациях. Небрежно подошли к декорациям и костюмам. Действие происходит в английских замках, в английских домах. Костюмы - те вообще пошли по остаточному принципу. Часть платьев из гардероба "Гордости и предубеждения", а часть почему-то позаимствована из "Великого Гэтсби", лет примерно через сто. Элен, когда она не в постели с очередным любовником прикрывается одеялком, носит совершенно несуразное. Ее одели как из "ревущих двадцатых" - минимальная тряпочка, диадема с пером в волосах. Наташа в затейливом тюрбане молится в церкви, Пьер в ковбойской шляпе с полями приезжает в Бродино. Это нелепо, но общего впечатления от фильма совсем не портит. Интересно! Смотрим! Книга была мучением, а кино - за уши не оттащишь.
Война мир - роман на все времена. Есть литературные проозведения, спаянные со своим временем: выдернуть персонажей из него нельзя, художественная ткань порвется. "Мастер и Маргарита" и "Двенадцать стульев" могут существовать только в тех временах, тех декорациях и с теми героями. А есть литературные произведения, котoрые вне времени, т.е. могут быть в любом времени - "Война и мир", "Евгений Онегин". Ну промахнулись с одеждой на сто лет. Смотрю в декорациях из жизни английских девушек, ничего это не меняет.
Главные герои - уже привыкла, уже сроднилась, уже нравятся. Пусть Элен - брюнетка, а Наташа - блондинка, и Пьер - худой. Даже губастенький Андрей в кривом парике и как будто с камнем во рту уже не раздражает. Но вот Анатоль - это ужас. Он же был соблазнитель, красавец, блондин. В фильме это черноволосый большеротый лягушонок, малолетний гопник-пэтэушник. Надо, чтобы он плевал сквозь зубы, пил на корточках пиво "Балтика" и носил спортивные штаны в две полоски.
Да и Наполеона, чувствуется англичане не любят. Даже похоже изобразить не снисходят, а уж про императора точно известно, как он выглядел. Наполеон похож на нашего старого доброго педиатра, пожилого носатого худого еврея в очках. Непохожий Наполеон выглядит как очень тонкая шпилька в бок Франции.
Так смотреть или не смотреть? - конечно, смотреть. Фильм нравится, и огрехи - от наивности. Так они видят Россию, ну пусть. Если компания братьев Ванштейнов продюсирует кино, то это знак качества: "Чикаго", "Чтец", "Король говорит", "Артист", и "Война и Мир" держит марку.