Очень плотный текст, который из-за своей плотности плохо усваивается и плохо запоминается. Читать надо маленькими кусочками, по две странички в день, подчеркивая и обдумывая, чтобы переварилось и осмыслилось. Генис, как обычно, каждое предложение нагружает парадоксами. Удивительно, что о Довлатове можно написать произведение по обьему сравнимое с обьемом текстов самого Довлатова. Каждое его слово и образ разбирается, разнимается, раскручивается. Роясь в книжном шкафу, с изумлением обнаружила дубликат этой же книги. Видимо, в первый раз когда я ее читала, проглотила быстро, не сохранив никаких воспоминаний.
2. Быков "Один": сто ночей с читателем. Литературоведческие лекции с Эха Москвы. Главное в текстах Быкова - сам Быков. Когда Быков говорит о литературе, получается все равно только о нем самом. Он сводит воедино несводимое, и в одной лекции обьединяет Бродского, Стругацких и Ерофеева. Как правило, Быков берет какую-то периферическую, тангенциальную идею и раскручивает ее, и нанизывает на нее смыслы, и цепляет к ней другие такие же отдаленные ассоциации - вулкан и фейерверк. Быков никогда не цитирует известные стихи или прозу классиков. Он обычно берет малоизвестные или вообще неизвестные строки малоизвестных же произведений и работает с ними, вытаскивая только ему видный неожиданный и часто спорный смысл. Угнаться за полетом мысли Быкова невозможно, но можно наблюдать с земли, получая эстетическое удовольствие.
3. Свитицкий "Поиск предназначения". Повесть написана Борисом Стругацким в одиночку, уже после смерти брата. Ох. Не надо было бы вообще это читать. На одном колесе эта телега не едет. Хотя видна механика писательского дуэта, кто какие идеи и образы приносил в общий котел. К концу было так тоскливо, несмотря на триллер, боевик и детективную концовку, что еле домучила.
4. Не книга, но посмотрела достаточно приличный фильм "Hacksaw Ridge". Кино о второй мировой войне (Америкa с Японией). Поставил этот кровопролитный боевик Мел Гибсон. Естественно, это означает море крови, натурализм, кишки, трупы, бойня, оторванные ноги, месиво, как в "Брэйвхарте", "Апокалипто" и "Страстях Христовых" - Гибсон это любит. Главный герой - санитар-отказник по имени Десмонд Досс. Парень этот был упертый деревенский религиозник, адвентист, и религия запрещала ему брать в руки оружие. Так безоружный он и воевал. В армии его чморили, избивали, считали трусом и отдавали под трибунал. Во время кровопролитной битвы с японцами Десмонд Досс в одиночку вынес с поля боя и спустил на веревках со стометрового обрыва семьдесят пять раненых. Самое интересное, что этот человек реально существовал, работал недалеко от нас и дожил до почтенных 87 лет, скончавшись в 2006 году. Десмонд Досс был агражден Медалью Чести (вышая американская боевая награда). О нем существует и документальное кино, которое я обязательно посмотрю.